Биография
Петербургские ученые-экономисты:
династия Петровых
Родители Александра Николаевича Петрова поступили в Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского (сегодня – Санкт-Петербургский государственный экономический университет) после войны в 1946 году.
Николай Александрович Петров, закончив весной 1941 года школу, в первые дни Великой Отечественной записался в народное ополчение и демобилизовался только в 1946 году. Группу, куда он был зачислен при поступлении в институт, можно назвать уникальной: она полностью состояла из тех, кто прошел войну. Николай Александрович проходил обучение на кафедре финансов, был сталинским стипендиатом. В стенах вуза он встретил свою спутницу жизни – Нину Константиновну, она училась на той же кафедре. После окончания института, молодые супруги остались в аспирантуре. В 1952 году, защитив кандидатские диссертации, по сталинскому распоряжению были направлены в Иркутск, где продолжили преподавательскую деятельность. В Иркутске у них родился сын – Александр. Потом семья переехала в Пермь, но Петровы никогда не теряли связи с городом на Неве и родным вузом. Каждый год приезжали в Ленинград и посещали институт, где осталось много друзей и знакомых. Когда Александру пришла пора поступать в вуз, семья вернулась в северную столицу. Николай Александрович и Нина Константиновна продолжили работу в институте на кафедре политэкономии, а Александр стал студентом финансово-экономического института.
Александр Николаевич, как и его родители, прошел долгий путь в научной и административно-общественной работе, став не только известным в стране ученым, но и первым проректором вуза. Главным его научным интересом стало стратегическое планирование. Вышедшая в 1992 году книга А.Н. Петрова «Методология выработки стратегии предприятия» уже признана классикой российской науки управления, став одной из первых книг по рыночной экономике и по стратегическому менеджменту в нашей стране. Среди своих учителей А.Н. Петров называет известных петербургских ученых-экономистов – Ивана Михайловича Сыроежина, Анатолия Михайловича Лайкова, Виктора Николаевича Войтоловского.
Автор множества научных статей и учебников, обладатель высоких государственных званий и наград, Заслуженный деятель науки России, кавалер Ордена дружбы Александр Николаевич продолжает свою научную деятельность, являясь примером для молодого поколения ученых СПбГЭУ.
«В науке важна широта интересов, – говорит Александр Николаевич сегодняшним аспирантам, – только так, на стыке знаний, можно открыть нечто новое. Сейчас популярно заниматься узкой научной областью, но это мешает росту, вгоняет в определенные рамки. Если хотите заниматься наукой, занимайтесь. Вам будет очень тяжело, но очень интересно, а это главное».
Автор множества научных статей и учебников, обладатель высоких государственных званий и наград, Заслуженный деятель науки России, кавалер Ордена дружбы Александр Николаевич продолжает свою научную деятельность, являясь примером для молодого поколения ученых СПбГЭУ
Смотреть публикации«В науке важна широта интересов, только так, на стыке знаний, можно открыть нечто новое. Сейчас популярно заниматься узкой научной областью, но это мешает росту, вгоняет в определённые рамки. Если хотите заниматься наукой, занимайтесь.
Вам будет очень тяжело, но очень интересно, а это главное».
Путь ученого:
Непростой, но интересный путь в науке
Александр Николаевич Петров родился в семье ученых, посвятивших свою жизнь развитию экономической науки и Ленинградскому финансово-экономическому институту (сегодня – Санкт-Петербургский государственный экономический университет). И хотя семье пришлось работать в Иркутске и в Перми, с юных лет Александр знал, что учиться он будет в городе на Неве. Поступив в финансово-экономический институт, он показал отличные результаты в учебе, стал ленинским стипендиатом, был рекомендован в аспирантуру. Учился и защищался на кафедре экономической кибернетики, которую возглавлял выдающийся ученый Иван Михайлович Сыроежин. Тема диссертационного исследования А.Н. Петрова звучала как «Соотношение планирования в рамках сложных организационных экономических структур». Именно тогда Александром Николаевичем был определен главный научный интерес, которым он занимается и по сей день – долгосрочное планирование и прогнозирование. Поступая в докторантуру в 90-м году, темой диссертации доцент Петров выбрал стратегическое планирование. Еще до защиты диссертации он написал книгу «Методология выработки стратегии предприятия». Труд вышел в 1992 году, став одной из первых книг по рыночной экономике и стратегическому менеджменту в нашей стране. Как одному из основоположников стратегического менеджмента у нас в стране Александру Николаевичу позднее присвоили звание Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Вспоминая о времени работы над докторской, профессор Петров говорит о важности тыла – семьи: «В 90-е годы жилось очень непросто. Знакомые предлагали мне заняться бизнесом, но жена всегда говорила: «Твое место в вузе». Если бы не ее вера в меня и мое предназначение, меня бы сейчас здесь не было. Я люблю науку, получаю от нее большое удовольствие и благодарен моей семье за возможность посвятить ей свою жизнь». Дети Александра Николаевича также закончили петербургский экономический университет, защитили кандидатские диссертации, работают на крупных коммерческих предприятиях.
Среди своих учителей А.Н. Петров называет известных петербургских ученых-экономистов – Ивана Михайловича Сыроежина, Анатолия Михайловича Лайкова, а также Виктора Николаевича Войтоловского, поверившего в молодого ученого и позволивший заниматься выбранной темой в условиях Советского Союза.
Сегодня Александр Николаевич совмещает административную работу на посту первого проректора СПбГЭУ и заведующего специализированной кафедрой ПАО «Газпром» с научной деятельностью. Автор множества научных статей и учебников, обладатель высоких государственных званий и наград, Александр Николаевич продолжает исследования, являясь примером для молодых ученых СПбГЭУ.
На вопрос о том, какие слова Александр Николаевич адресовал бы молодым ученым, он сказал: «Прежде всего, человек должен хотеть заниматься наукой. Природные склонности, конечно, важны, но должен присутствовать голод до знаний. Человек науки должен постоянно сомневаться, быть всегда неуверенным в том, что дошел до конца. Это первое. Второе – понятие научной школы. К сожалению, мы теряем эти научные традиции. Мне повезло к ним приобщиться благодаря своим выдающимся учителям. Современные ученые во многом лишены этой возможности. В-третьих, в науке важна широта интересов, только так, на стыке знаний, можно открыть нечто новое. Что я могу сказать молодым ученым? Если хотите заниматься наукой, занимайтесь. Вам будет очень тяжело, но очень интересно, а это главное».